Целевая программа "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на 2014-2018 годы".
"Внимание - дети!" Профилактика ДТП с участием обучающихся.
Памятка для родителей по правилам дорожного движения
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.
4.Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
5.Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
6.Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.
7.Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
Обязанности пешехода.
1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4 - 7 Правил.
Памятка скутеристам и их родителям.
Многие родители сегодня за хорошую учебу покупают своему ребенку в подарок скутер, желая порадовать его дорогой игрушкой.
В последние годы рынок заполонили дешевые китайские скутеры. Как следствие - возросшее в разы количество аварий с участием скутеристов, в большинстве случаев - детей.
Скутер не надо регистрировать в ГИБДД, управлять им можно уже с 16 лет и без водительских прав. Но простота управления скутером не означает такой же простоты передвижения на дорогах.
Несколько жизненно важных правил безопасности для скутеристов.
· Желательно (!) знать основные правила дорожного движения и правила оказания первой медицинской помощи. Вместо компьютерных игрушек подарите ребенку тестовые вопросы, по которым готовят к сдаче экзаменов на водительское удостоверение.
· Ездить на скутере следует только в специальной экипировке. Необходимым минимумом является шлем (за его отсутствие с 1 июля 2008 года полагается штраф 1000 рублей).
· Следует позаботиться и о других предметах экипировки - наколенниках, налокотниках, куртках-«черепахах». Хорошо, если подросток-скутерист оденется ярко: так он будет заметнее на дороге.
· Поездки на скутере потребуют от скутериста собранности, внимательности, быстроты реакции, хорошей координации движений. Если подросток «неуклюжий», неловкий, то выезд на дорогу ему противопоказан.
· Ездить на скутере безопаснее по сухим дорогам. Даже небольшой дождь - это повод отложить поездку. На мокрой дороге скутер начинает скользить, становится неуправляемым, и избежать падения очень трудно (кстати, «поскользнуться» на скутере можно и просто на дорожной разметке).
· Железнодорожные рельсы переезжать нужно под прямым углом на скорости 5-10 км/ч.
· Двигаясь по проезжей части за другим транспортным средством, надо соблюдать дистанцию 10-15 м: это позволит не пропустить препятствие (например, открытый люк) и избежать экстренного торможения.
· При торможении на скутере следует использовать и задний, и передний тормоз. Иначе возможны занос и переворот через руль или заваливание скутера набок.
· Не будут лишними в багажнике скутера аптечка, документы на скутер, а при себе - документы, удостоверяющие личность, и медицинский полис.
· Не следует в первый день покупки сразу же выезжать на дорогу. Необходимо приспособиться к скутеру: научиться держать равновесие, чувствовать скорость. Новый скутер нуждается в обкатке: первую тысячу километров предписывается ездить на небольшой скорости - примерно 30-40 км/час.
Скутерист является полноценным участником дорожного движения и от его поведения зависит не только собственная безопасность, но и безопасность окружающих.7
Памятка для учащихся и их родителей по правилам безопасного поведения вблизи прохождения железнодорожных путей.
1. Железная дорога - это настоящая дорога. Играть, гулять и отдыхать на ней или рядом с ней категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
2. Пересекать железнодорожные пути можно только на железнодорожных переездах. Железнодорожные переезды бывают разными: регулируемые (светофор, шлагбаум) и нерегулируемые, охраняемые (с будкой дежурного) и неохраняемые, оборудованные специальной сигнализацией и шлагбаумом и необорудованные, с одним или несколькими путями.
3. Нельзя пересекать железнодорожный переезд при включенной сигнализации и опущенном шлагбауме. Лучше пропустить транспорт, чем подвергнуться риску.
4. Прежде чем пересекать железнодорожные пути, переезды необорудованные и нерегулируемые, внимательно посмотри в обе стороны, убедившись, что переход безопасен, переходи пути, при этом не следует мешкать или останавливаться на путях во время перехода.
5. Находиться на междупутье вблизи проходящего поезда нельзя, потому что воздушный поток от его движения может толкнуть тебя под колеса.
6. Нужно быть особенно осмотрительным при переходе путей сразу же за прошедшим железнодорожным составом. Прежде чем начать переход, необходимо убедиться в отсутствии встречного поезда.
7. Помни! Скорость движения поезда намного больше скорости мотоцикла, автомобиля, поэтому при возникновении опасности машинист просто не может мгновенно остановить поезд и не в силах избежать столкновения.
8. Помни! На большинстве железных дорог нашей страны действует знакомое правило: «Держись правой стороны!». Но существуют и исключения! Поэтому при переходе железнодорожных путей, переездов не торопись! Посмотри в обе стороны!
Памятка для учащихся и их родителей по правилам безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта.
1. Общие требования безопасности: - железная дорога является зоной повышенной опасности; - бесцельное пребывание детей на ней и несоблюдение правил безопасного поведения нередко заканчивается трагически; - движение по железнодорожным путям запрещено, даже при отсутствии на них подвижных составов; - при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 метров к крайнему рельсу; - на электрифицированных участках железной дороги не поднимайтесь на электрические опоры, не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам, не влезайте на вагоны, цистерны и другие железнодорожные объекты в целях предотвращения контакта с проводами высокого напряжения; - не цепляйтесь за движущийся железнодорожный состав, маневренные тепловозы и другие подвижные составы.
2. Требования безопасности при переходе железнодорожных путей: - переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостками, тоннелями, переходами, а там где их нет - по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»; - перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход; - при переходе через железнодорожные пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки; - подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава.
3. Требования безопасности при ожидании поезда: - при ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры; - не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда; - не стойте ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
4. Требования безопасности при посадке в вагон и выходе из него: - подходите непосредственно к вагону только после полной остановки поезда; - посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы; будьте внимательны - не оступитесь и не попадите в промежуток между посадочной площадкой вагона и платформой.
5. Требования безопасности при движении поезда: - не открывайте на ходу поезда наружные двери тамбуров; - не стойте на подножках в переходных площадках вагонов; - не высовывайтесь на ходу из окон вагонов; - не выходите из вагона при остановке поезда на перегоне.
6. Требования безопасности при экстренной эвакуации из вагона: - в случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие; - берите с собой только самое необходимое; - окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым и инвалидам; - при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.